Шведкость. На Volvo S90 по маршруту Першаи – Ивенец – Дзержиново – Столбцы – Дзержинск

03.04.2019

Что можно увидеть в Минской области за один день? Мирский замок и Несвижский дворец не предлагать, эти места уже изучены вдоль и поперек. Сюда же можно отнести ставшие «банальными» парк Сула и Дукорский маентак, знаменитые бургеры из Молодечно и кучу всего, что можно найти на бесконечных аккаунтах в Инстаграм по хэштэгу #путешествия по Беларуси.

 

Мы же, повинуясь зову навигатора, пятицилиндровому дизельному сердцу «исполинского» VOLVO S90, решили пойти по другой схеме: выбрать места неподвластные разуму инстаблогеров и проповедников путешествий по Беларуси. И оттолкнулись от идеи съездить в места, где толпы людей не ходят за женщиной с флажком в руке, и где нет бесконечного лязганья затворов камер.

 

Навигатор просит ехать, мозг сомневается, правая нога уверенно жмет на педаль газа, и бизнес-седан уверенно едет по нашему первому маршруту: ПЕРШАИ – ИВЕНЕЦ – ДЗЕРЖИНОВО – СТОЛБЦЫ – ДЗЕРЖИНСК. Маршрут, в принципе, достаточно короткий, если эти места уверенно проезжать, не обращая внимания на детали данных локаций. Но мы отправились не за этим – мы отправились за впечатлениями.

Про «ИВКОН» в Ивенце слышали? Вот и мы слышали про когда-то достаточно успешный конфетный бизнес и решили, что ключевой точкой маршрута будет именно это предприятие, но впереди нас ждала обновленная гродненская трасса и еще немало разочарований и открытий.  

 

Першаи – одна из несохранившихся усадеб Тышкевичей, город на границе Налибокской пущи, ранее входивший в Новогрудское воеводство межвоеной Польской Республики. Оттуда и основная домината поселка – католический храм Святого Юрия, построенный в 1933 году. Сам поселок впервые упоминается в 1492 году. Граница болот Налибокской пущи с магазином «Промтовары», отлично сохранившимся храмом и громадным «кирпичом» рядом расположенного Дома культуры – всё, что можно сказать про это место. Поэтому мы, облаянные местной четвероногой, поехали дальше под фразочки местных «минские приехали свой лимузин фотографировать».  

 

Ивенец.  По одной из древних легенд в этих краях жила влюблённая пара (что нам нравится в подобных легендах, так это то, что в них всегда присутствует пара молодых людей, права которых традиционно ограничивают местный закон о браке и семье и мещанские представления о ячейке общества согласно классовым притязаниям). Молодого человека (хлопца) звали Налиб, девушку (дивчину) – Волма, и их право на бракосочетание оспаривал отец влюблённого, причисляя себя к княжескому роду, а девушку – к простолюдинам. Молодые решились бежать, но героически погибли в погоне. На последних минутах жизни с головы девушки в реку упал венок, и она воскликнула: «Ой, венец!» - отсюда и пошло название города Ивенец.

 

От имени девушки река зовется Волмой, а пуща названа по имени молодого человека – Налибокской.

Понравился ли нам город? Вопрос несложный, но интересный, со всех точек зрения.

Взять, например, местного мастера по дереву, чьи фигуры украшают весь город.  Возле центра народного творчества у развалин церкви можно встретить необычные скворечники , а в развалинах церкви – подробно рассмотреть, как было устроено воздушное отопление.

Завод «ИВКОН» переживает не самые лучшие времена: конфеты местного производства мы не встретили даже в самом сладком местном магазине города, который расположен в Польском доме.

Настоящей, даже, можно сказать, главной достопримечательностью города является костел Святого Михаила Архангела, входивший в комплекс монастыря францисканцев. Вообще костел можно считать жемчужиной «виленского» барокко, по красоте не уступающей самым известным примерам белорусского национального архитектурного стиля. Традиционно в период с 40–х годов прошлого столетия, как и в большинстве культовых построек, в костеле находились различные организации, явно не способствующие отпущению грехов и очищению душ.

 

Сравнительно недалеко от Ивенца находится имение Дзержиново. В настоящий момент там располагается музей Дзержинского. В самом Ивенце в парке стоит бюст Дзержинского, причем в городе нет памятника Ленину, а вот его соратнику есть. Первоначально Дзержиново было родовым имением рода Ожембловских и носило название Ожемблово. В 1820-х годах единственная наследница имения Антонина Ожембловская вышла замуж за Юзефа Яна Дзержинского, происходившего из шляхты и своей земли не имевшего. Имение стало называться Дзержиново и было унаследовано детьми. В воскресенье музей был закрыт, в результате чего нам пришлось довольствоваться отличной дорогой среди сосен, где мы подробнее узнали отличные динамические возможности нашего шведского корабля.

ДЗЕРЖИНСК – нет, это не родина Железного Феликса. Это прежде всего старый город Койданово, кстати, один из немногих городов ВКЛ, наделенный магдебурским правом. Свою историю город начинает с 1146 года. Один из наиболее сохранившихся архитектурных объектов того времени – это деревянный костел Святой Анны, ведущий свою историю с 1439 года. Под конец ХХ века он успел побывать музыкальной школой, пока не вернул себе историческую принадлежность. Рядом расположены остатки старого замчища, которое имеет два названия: Гаштольдова Гора или Кальвинщина (по названию движения протестантов). Для осмотра города вам понадобится максимум 1,5 часа.

Почему стоит заехать в СТОЛБЦЫ? Ну, прежде всего, это родина нашего белорусского классика Якуба Коласа. Вторая причина – это деревянный кинотеатр. Магдебурское право город получил в 1729 году, а до этого успел пережить две войны: одну – с Россией, вторую – Северную, так что тогдашние жители не скучали, до тех пор, пока в 1921 году город не отошел к тогдашней Польше, а затем в 1939 году вернулся в состав БССР. Центр города, как в большинстве малых городов Беларуси, это единственное место, которое более-менее старается сохранить свой первоначальный вид. Чем объяснить данный факт, мы пока не знаем, но в большинстве мест, где вы побываете в Беларуси, лишь в центре города можно встретить большинство сохранившихся построек как минимум начиная с середины 17-18 века. Вернемся к деревянному кинотеатру: он распложен в центре рядом с рынком, традиционно называется Октябрём, но имеет настолько авангардный проект оформления начала 20-х годов прошлого столетия, что реально удивляешься, как он смог с деревянным фасадом дожить до наших дней. Если смотреть на него прямо с фасада, то чётко прослеживается форма ромба, воткнутого в землю нижней оконечностью. Не упасть данному ромбу помогают бетонные подпорки, расположенные по обеим сторонам.

Здесь, в деревне Акинчицы, ставшей фактически одним из районов города, родился Якуб Колас. В  пиар–компании Столбцов Коласу помогает Феликс Эдмундович, огромной головой смотрящий на проезжающих по дороге Р2. По нашим впечатлениям это, пожалуй, самая большая голова Дзержинского, которую можно увидеть на всей планете.

 

Два дня в путешествии нам помогал шведский флагман Volvo S90, кстати, автомобили Volvo были фактически первыми иностранными автомобилями, которые начали продаваться ещё при Советском Союзе. А в 1991 году в СССР был даже представлен дальний предок текущего флагмана – модель VOLVO 940.

В фарах – «молот Тора», в боковом профиле – «раздутое» третье окно, внутри – царство полированного металла и натурального дерева, а на выходе – светлый салон, и чувство, что находишься не за рулём автомобиля, а за штурвалом гигантской лодки. Добавить света в мрачное царство шведской полярной ночи призвана «монетка» включения двигателя на центральной консоли, полированный металл дефлекторов обдува салона и широкая металлическая полоса, проходящая через всю переднюю панель. Все эти элементы выглядят отнюдь не вычурно, в полной мере дополняя другу друга, а если ещё к ним грамотно подобрать обивку сидений, то общий стиль салона будет не хуже, чем в модных дизайнерских интерьерах. 

 

Передние кресла хоть и кажутся тонковатыми на первый взгляд, но не лишены огромного количества настроек. Управление настройками реализовано на манер «мерседесовских» кнопок, имитирующих миниатюрное сидение, но при этом блок правления креслами запрятан на нижнюю боковину сидения, хотя кнопки памяти настроек сидения размешены в верхнем углу дверей. Барашек управления массажем находится рядом с управлением регулировками сидения и тоже напрочь лишён понимания режимов его работы. Боковые поддержки спинки сидения, как и дивана, рассчитаны на людей с разными габаритами и очень удачно справляются с возложенными на них обязанностями.

Передняя консоль с большим графическим монитором (Илон, что скажешь?) изначально не привлекает внимания, оставаясь в выключенном состоянии большим черным колодцем. В движении пользование основными функциями как с водительского места, так и с пассажирского сопряжено с трудностями и в некоторых случаях хочется закидать Ньютона яблоками за открытие закона всемирного тяготения.

Возможно большому экрану не хватает тактильной отдачи от рисованных кнопок, а также возможности масштабирования этих клавиш, так как в большинстве функций виртуальные клавиши очень малы и не всегда есть возможность точного попадания по ним.

 

Задний диван даже в максимальной комплектации Inscription порадует раздельным климатом, подлокотником и 12-вольтовой розеткой . Места для ног достаточно, даже если впереди сядет шведский атлет.

Для водителя приготовлено гораздо больше «ништяков», мы бы даже сказали «вкусняшек». Начнем с динамики. Несмотря на то, что автомобиль весит почти две с половиной тонны, а двигатели предусмотрены лишь «двухлитровые» с четырьмя цилиндрами, причем как бензиновые, так и дизельные, динамика ускорения идеальная, как полка из IKEA, отличная от большинства от потока автомобилей.

В этом мотору в версии D5 помогает не только 8-ми ступенчатая коробка, но и система PowerPulse. Электрокомпрессор нагнетает в двухлитровый бак воздух. При резком нажатии на газ сжатый воздух через электронноуправляемый клапан подаётся в выпускной коллектор и помогает выхлопным газам раскручивать турбину. Благодаря этой штуке, по данным фирмы, при спринте на 60 м S90 опережает конкурентов с трёхлитровыми «шестёрками».

Второй сюрприз находится в «ящике Пандоры», а точнее включается левой кнопкой, расположенной на руле, и называется Drive Assist. Его работу вы можете наблюдать в нашем коротком ролике. Более подробно о своих ощущениях от управления машиной вам расскажет наш ведущий специалист по лизингу Евгений Орловский.

Если кратко, то можно ехать за впереди идущим автомобилем, при этом Вольво привязывается к впереди идущей машине по скорости и расстоянию, но не привязывается по направлению так, как это реализовано в автомобилях Tesla и Mercedes Benz. Резюмируя – в плавные повороты при наличии разметки автомобиль может войти сам, дальше всё-таки лучше держать руль руками.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Евгений Орловский.

Очень комфортный автомобиль. В поездках на дальние расстояния возможность усталости сведена к абсолютному нулю. И в этом большая заслуга комфортных сидений и, конечно же, встроенной

функции массажа. Автомобиль для своей массы и объема двигателя очень динамичный, но не создан для светофорных гонок, скорее, предназначен для размеренной езды. Отдельно отмечу работу

коробки передач. Постоянно создаётся впечатление, что в этом автомобиле только одна передача, которая равномерно работает во всех режимах езды на этом автомобиле.

Дорогу, особенно хорошую, автомобиль держит уверенно, позволяя очень много и ещё чуть-чуть. На волнах или стыках она немного неровно начинает вам сигнализировать, более глубокие «раны» белорусских дорог автомобиль проглатывает, сообщая вам о них через сантиметры шумоизоляции. Акустический комфорт очень достойный, лишь иногда о себе могут сообщить аэродинамические шумы, либо встречный ветер расскажет, что клапаны у впереди идущего КАМАЗа надо менять.

В рамках теста автомобиль показал очень умеренный аппетит, и даже иногда мы добирались до заветных паспортных пяти с лишним литров.

Недостатки есть у всех, так же и с Volvo, у которого имеются мелкие эргономические недочеты, поведение автомобиля предсказуемо, что очень нравится водителю, техническая сторона медали также без нареканий. Но если начинать сравнивать с конкурентами, а это как минимум Е – класс, 5 – серия BMW, Мазерати Кватропорте, обновленный Audi A6, и даже как ни странно Tesla Model S, то здесь, проигрывая по количеству версий и моторам, можно выиграть бой одним лишь дизайном. Если готовы поспорить, то для начала давайте поговорим про IKEA.

Автор обзора: Николай Войткевич