+375 17 299-09-03
, +375 29 699-02-63, +375 29 699-02-64
Пн-Пт: 9:00-17:30 Cб - Вс: выходной
г. Минск, Партизанский пр-т 19а
Все контакты и реквизиты
Меню

Основные тенденции белорусского рынка лизинга в 2016 году по версии СООО "РЕСО-БелЛизинг"

17.05.2017

Физические лица поддержали рынок лизинга в 2016 году

Объем нового бизнеса белорусских лизинговых компаний по итогам 2016 года составил 756,35 млн рублей, что на 16,4% выше, чем в 2015 году. В пересчете на евро данный показатель составил 344 млн. евро, снизившись на 6,8% к уровню 2015 года.

Рост объема нового бизнеса в 2016 году отчасти объясняется эффектом "низкой базы". В 2015 году лизинговый рынок серьезно просел – тогда объем нового бизнеса сократился на 11% в рублях и почти на треть (32%) в евро.

Главным фактором роста рынка лизинга остается спрос со стороны физических лиц. По данным исследования Ассоциации лизингодателей, физические лица обеспечили 21,8% всего стоимостного объема договоров лизинга, заключенных компаниями, входящими в реестр Национального Банка.

Интерес у населения вызывает как лизинг автомобилей, так и потребительский лизинг. Так, в 2016 году количество договоров лизинга автомобилей с гражданами утроилось: в лизинг физлицам было передано 3455 автомобилей на общую сумму 82 млн рублей, в то время как в 2015 году – лишь 1106 автомобилей на 24,8 млн рублей. Одновременно юридическим лицам в лизинг было передано 2502 автомобиля на сумму 113 млн рублей против 2208 автомобилей на 92 млн рублей - в 2015 году. Таким образом, именно население обеспечило основной прирост сегмента лизинга автомобилей в 2016 году.

Количество договоров потребительского лизинга выросло в 4,7 раза, с 29 988 в 2015 году до 140 289 – в 2016-м. Данная статистика свидетельствует, что лизинговые компании предложили населению достойную альтернативу банковскому кредитованию товаров длительного пользования.

Устойчивой тенденцией становится появление на лизинговом рынке компаний, специализирующихся именно на потребительском лизинге. Они обеспечивают основное количество сделок с физлицами, однако средняя стоимость заключаемых ими договоров лизинга минимальна среди всех игроков лизингового рынка. К примеру, компания "Приват Лизинг" в 2016 году заключила 115 тыс. договоров, при этом средняя стоимость предмета лизинга составила всего 500 рублей. Компания "Финпрофит" заключила 2487 договоров со средней суммой 593 рубля. Основную долю портфеля ряда компаний составляют бытовая техника и электроника.

Рост лизинговых сделок с юридическими лицами существенно сдерживает спад инвестиционной активности субъектов хозяйствования. Причем если на ранних стадиях развития экономического кризиса – в 2014-2015 годах – объем лизинговых сделок дополнительно поддерживался благодаря интересу бизнеса к возвратному лизингу, который позволял лизингополучателям оперативно восполнять оборотный капитал, то к 2016 году число таких сделок снизилось почти в два раза – с 19,5% в 2015 году, до 10,4% в 2016 году. При этом инвестиционная активность субъектов хозяйствования серьезно снизилась.

"В 2014-2015 годах лизинговый рынок поддерживали в том числе интенсивный ввоз автомобилей из России и возвратный лизинг, который для многих компаний был вынужденной мерой. Они испытывали дефицит оборотных средств и пополняли их путем продажи своих активов лизинговым компаниям с одновременным взятием их в лизинг, – констатирует Председатель Совета Ассоциации лизингодателей, Директор CООО "РЕСО-БелЛизинг" Андрей КОЧЕРГИН. В 2016 году количество таких сделок уменьшилось, и практически полностью исчезли сделки возвратного лизинга недвижимости.

«Многие замедлили или сократили инвестиционные программы. Это негативно отразилось на объеме нового бизнеса лизинговых компаний. С другой стороны, опыт нашей компании показывает, что теперь спрос на лизинговые продукты формируют более устойчивые и рациональные предприятия, нежели два-три года назад. В целом с середины 2016 года мы фиксируем незначительное оживление белорусского лизингового рынка".

Автомобили остаются наиболее ликвидным и наименее рисковым активом

Кризисное замедление реализации и сокращение инвестиционных программ в обрабатывающих отраслях промышленности привело к снижению доли машин и оборудования в структуре предметов лизинга, передаваемых белорусскими компаниями, с 34,7% в 2015 году до 26,5% – в 2016-м.

Доля зданий и сооружений снизилась, соответственно, с 21,9% до 6,7%. Это было связано с тем, что ряд лизинговых компаний, в 2014-2015 годах активно заключавших сделки возвратного лизинга с объектами недвижимости, понесли убытки из-за падения ликвидности данного актива. Этот факт вкупе с падением инвестиционных возможностей бизнеса привел к резкому сокращению числа лизинговых сделок с недвижимостью в 2016 году. Учитывая, что стоимостной объем таких сделок, как правило, очень высок, это негативно отразилось на объемных показателях белорусского лизингового рынка. А падение стоимости квадратного метра в валютном эквиваленте еще больше усилило данную тенденцию.

В то же время доля транспортных средств в структуре договоров лизинга увеличилась с 39,8% в 2015 году до 56,0% – в 2016-м. Кроме того, с 3,6% до 10,8% выросла доля прочих предметов лизинга, главным образом, за счет распространения потребительского лизинга.

Самым крупным сегментом лизингового рынка на сегодняшний момент является рынок лизинга легковых автомобилей юридических лиц. Лидерами рынка лизинга легковых автомобилей юридических лиц по стоимостному выражению являются  "Райффайзен-Лизинг" с суммой 33,2 млн. рублей, "РЕСО-БелЛизинг" с суммой 32,5 млн. рублей, "Активлизинг" с суммой 17,4 млн. рублей. При этом необходимо отметить, что количество автомобилей, переданных компанией "РЕСО-БелЛизинг", значительно превышает количество автомобилей, переданных компанией "Райффайзен-Лизинг". Перевес "Райффайзен-Лизинг", выраженный в денежном эквиваленте, сложился в связи с выбранной стратегией работы с более дорогими автомобилями. Средняя стоимость автомобиля, переданного в лизинг от компаний "Активлизинг" и "РЕСО-БелЛизинг" составляет 40 - 42 тыс. рублей, в то время как средняя стоимость автомобиля от "Райффайзен-Лизинг" - 72 тыс. рублей.

Что касается рынка лизинга легковых автомобилей физических лиц, то его лидерами по стоимостному выражению являются  "Микро Лизинг" с суммой 34,4 млн. рублей, "Риетуму-Лизинг" с суммой 20,7 млн. рублей, "Активлизинг" с суммой 13,4 млн. рублей. При этом можно отметить, что легковые автомобили, приобретаемые физическими лицами в лизинг, имеют более низкую стоимость, нежели автомобили, приобретаемые юридическими лицами.

"Автомобили остаются наиболее ликвидным активом – в случае неплатежеспособности лизингополучателя реализовать транспортное средство на вторичном намного проще, чем, скажем, станок, изготовленный под конкретное производство. К примеру, доля легковых и коммерческих автомобилей в портфеле компании "РЕСО-БелЛизинг" достигает 80%. Такая специализация позволяет хорошо ориентироваться в своем сегменте рынка и получать преференции от импортеров, делая наиболее выгодные предложения клиентам. К тому же нам не приходится перекладывать риски от сделок с неликвидными активами на лизингополучаетелй автомобилей. С другой стороны, конкуренция в сегменте автомобилей в последние годы существенно выросла, что особенно ощутимо, когда продажи автомобилей в штуках практически не растут, а средний чек сделки падает – корпоративный бизнес и физилца сместили спрос со среднего ценового сегмента в пользу бюджетных автомобилей", - отметил Председатель Совета Ассоциации лизингодателей, Директор CООО "РЕСО-БелЛизинг" Андрей КОЧЕРГИН.

Также Андрей КОЧЕРГИН обратил внимание на то, что не все лизинговые компании, заключающие договоры лизинга автомобилей, являются одинаково гибкими. "При возникновении неплатежей со стороны клиента некоторые компании сразу уведомляют его об изъятии автомобиля или о необходимости уплатить для сохранения автомобиля высокие штрафные санкции. Мы считаем, что на самом деле лизинг является очень гибким финансовым инструментом и на  своем многолетнем опыте мы знаем, что существуют широкие возможности по урегулированию подобных дел, реструктуризации задолженности, помощи клиенту по выходу из сложившейся ситуации. Наши клиенты знают об этом не понаслышке", - заявил  Андрей КОЧЕРГИН.

Доступ небанковских лизинговых организаций к банковскому финансированию осложнен, а стоимость кредитных ресурсов высока

Опрос участников лизингового рынка Беларуси показал, что основными факторами, отрицательно повлиявшими на лизинговую деятельность в 2016 году стали высокая стоимость кредитных ресурсов, сложности при получении кредитов и недостаточный объем ресурсной базы.

Отчасти поэтому в 2016 году впервые за все годы наблюдений собственные средства лизингополучателей в финансировании нового бизнеса превысили 50%. Средний процент авансов составил 18,7%.

"К сожалению, декларируемые сейчас банками ставки в 16-19% по рублевым ресурсам на деле нередко являются рекламным трюком. К примеру, они распространяются только на новых клиентов банка или действуют только в первые 3-6 месяцев. К тому же барьером для лизинговых компаний являются иногда непомерные требования по обеспечению. К примеру, в последнее время распространение получило требование банком личного поручительства физических лиц – менеджмента и владельцев бизнеса. Для лизинговой организации такая форма обеспечения, на наш взгляд, абсолютно неприемлема, так как лизинговый бизнес очень ресурсоемок и принятие физическим лицом на себя многомиллионных рисков через поручительство вряд ли может служить потенциальным источником погашения для банков. Даже весьма обеспеченные граждане не в состоянии принять на себя ответственность по обязательствам лизинговой компании без того, чтобы не рисковать обречь себя на вечную долговую яму. Ведь банкротство физлица законодательством не предусмотрено", - утверждает Председатель Совета Ассоциации лизингодателей, Директор CООО "РЕСО-БелЛизинг" Андрей КОЧЕРГИН.

Андрей КОЧЕРГИН полагает, что подобное требование банка является априори невыполнимым и лишь создает препятствия для финансирования лизинговыми компаниями клиентов в нужных объемах. "Поскольку лизинговая компания, как и банк, предлагает инструмент финансирования для бизнеса и населения, было бы целесообразно иметь сопоставимые условия в доступе к финансированию для лизинговых компаний и банков. Однако я пока не слышал ни об одном банкире, который принял бы на себя как на физлицо риски банка, в котором он работает. Более того, нормы Банковского кодекса прямо освобождают от любой ответственности, в том числе и субсидиарной, руководителей и собственников банков, а также должностных лиц Национального Банка за любые действия в ходе банкротства банка", - прокомментировал Андрей КОЧЕРГИН. 

Для того чтобы иметь возможность предлагать клиентам наиболее оптимальные ставки, компания "РЕСО-БелЛизинг" отказалась от банковского кредитования в 2016 году и использовала для финансирования сделок собственный капитал, а также привлекала заемное финансирование от российской материнской структуры. "Для большей устойчивости бизнеса мы не брали на себя курсовые риски. Привлеченные в российских рублях ресурсы мы направляли на финансирование сделок, которые заключались в российских рублях с оплатой белорусскими рублями по курсу НБРБ без дополнительных комиссий", - сказал Андрей КОЧЕРГИН. 

Просроченная дебиторская задолженность лизинговых организаций снижается и находится на приемлемом уровне

По данным Ассоциации лизингодателей, по состоянию на начало 2017 года сумма просроченной задолженности лизинговых компаний составила 3,3% к сумме начисленных платежей и 1,6% к величине лизингового портфеля, несколько снизившись к соответствующим показателям на начало 2016 года – 4,1% и 1,7%, соответственно.

"Такой размер не является критическим для рынка, показатель просроченной задолженности на уровне до 3% от величины лизингового портфеля можно считать приемлемым. Ко второму полугодию 2016 года часть юрлиц с хроническими проблемами просроченной дебиторской задолженности начали процедуры ликвидации или банкротства. Наш опыт показывает, что проблемная задолженность нарастала до середины лета прошлого года, но с середины года стабилизировалась и начала уменьшаться", -  сказал Председатель Совета Ассоциации лизингодателей, Директор CООО "РЕСО-БелЛизинг" Андрей КОЧЕРГИН  в преддверии мероприятия по подведению итогов деятельности лизинговых организаций Республики Беларусь за 2016 год.

При этом он обратил внимание, что в Беларуси нет четких правил по отражению просроченной задолженности лизинговых компаний и созданию резервов, а отчетность по МСФО, отражающую реальную картину по качеству лизингового портфеля, ведут далеко не все лизинговые организации страны.

Обращает на себя внимание и тот факт, что доля компаний, имеющих уровень просроченной задолженности менее 1%, в 2016 году снизилась до 11,53% против 37,5% - в 2015-м. В то же время доля компаний с просроченной задолженностью от 1% до 5%  выросла до 61,53%  (в 2015 году – 37,5%), свыше 5% - до 26,9% (в 2015 году – 25%).